Защита прав граждан при некачественно оказанных медицинских услугах

(обжалование некачественно оказанных медицинских услуг

на бесплатной и платной основе)


Оказание некачественной медицинской помощи есть нарушение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закреплённое в статье 41 Конституции Российской Федерации. Оказание услуг определённого уровня качества гарантируется Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».


Вне зависимости от того, получали ли Вы помощь бесплатно в государственных медицинских учреждениях на основании полиса обязательного медицинского страхования или в частных клиниках после заключения гражданско-правового договора, на возмездной или безвозмездной основе, Вы имеете право на компенсацию вреда, причинённого в результате оказания некачественных услуг.


В соответствии со статьёй 29 Закона «О защите прав потребителей», при обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги; соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; повторного выполнения работы без повторной оплаты; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.


В первую очередь при некачественном оказании медицинской помощи необходимо обратиться с соответствующими требованиями об устранении нарушения к самой организации, оказывающей услуги. В случае, если в добровольном удовлетворении требования отказывают, необходимо в двух экземплярах составить претензию, в которой описать сложившуюся ситуацию, указать на некачественно оказанную услугу и описать свои требования. Затем эта претензия передаётся в медицинскую организацию, а на второй экземпляр сотрудниками клиники наносится запись о получении претензии, дата и подпись.


Куда можно обратиться в случае оказания некачественной медицинской помощи, если решить вопрос мирным путём не представляется возможным?


Действия работников медицинской организации и ответ или его отсутствие на претензию можно обжаловать в вышестоящие органы: Росздравнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения) или Роспотребнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия потребителей) в зависимости от того, на основе чего оказывались медицинские услуги: в первом случае – на основании полиса обязательного медицинского страхования, во втором – на основании гражданско-правового договора.


Каждый гражданин в соответствии с Конституцией РФ имеет право на судебную защиту, и этот случай не является исключением. Так, гражданину, получившему некачественную медицинскую услугу, предоставляется право обратиться в суд с иском. В данном случае территориальность определяется в зависимости от местонахождения ответчика, то есть медицинской организации, к которой предъявляются требования. Через суд гражданин может потребовать возместить ему утраченный заработок (доход), затраты на восстановление нарушенного здоровья, а также компенсацию морального вреда. Обязательное участие по делам данной категории принимает прокурор.


После принятия судом решения, в том случае, если оно было принято не в пользу гражданина, или требования, указанные в иски, удовлетворили не в полном объёме, заявитель имеет право обжаловать данное решение в апелляционной и кассационной инстанции


Надзорные (контролирующие) организации:

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики (ТФОМС Удмуртской Республики)

Адрес: 426035, г.Ижевск, ул.Репина, д.22

Телефон Контакт-центра ТФОМС УР: 8-800-301-333-7

Электронная почта: pm@tfoms18.ru,

Официальный сайт: http://www.tfoms18.ru


Министерство здравоохранения Удмуртской Республики

Адрес: 426008, УР, г. Ижевск, пер. Интернациональный, д.15.

Телефон / факс приемной: +7 (3412) 22-00-66, доб. 202

Электронная почта: mail@mz.udmr.ru

Официальный сайт: https://mzur.ru/



Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике)

Адрес: 426000, УР, г. Ижевск, ул. Ленина, д. 106

Телефон: 8 (3412) 22-23-10

Электронная почта: Gsenr@udmnet.ru

Официальный сайт: https://18.rospotrebnadzor.ru/



Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Удмуртской Республике

Адрес: 426039, г. Ижевск, ул. Дзержинского, д.3

Телефон: (3412) 40-27-47

Электронная почта: info@reg18.roszdravnadzor.ru

Официальный сайт: http://18reg.roszdravnadzor.ru